ВХОД: РЕГИСТРАЦИЯ
запомнить

ПОМОЩЬ:
  • Что такое доступ?
  • Как получить полный доступ?
  • Написать письмо в службу поддержки
  • Продажа со склада и под заказ

    дата выхода: 19.06.2012 | сайт обновлен: 16.07.2013

    № 21 (731) 2012     16+
    Еженедельник «КРИМИНАЛ» №21
 (731) 2005


    -->
     

      Первая Тема номера  

        
    Архив газет
    № 25 (735) 2012 $
    № 24 (734) 2012 $
    № 23 (733) 2012 $
    № 22 (732) 2012
    № 21 (731) 2012

    Бесплатный архив всех выпусков c 2005 года

    представляет собой простой и эффективный способ измерения зазоров. Первая Мясная Компания поставляет мелким и крупным оптом , всегда только качественная , , , , а так же любая от производителя и продажа со склада компании в Санкт-Петербурге.
    Читайте о новостройке в Санкт-Петербурге.

    Подписка
      отписаться







    Читайте так же








         


    Стиг Веннерстрём –агент под псевдонимом Орел...

    Алина МАКСИМОВА, специально для «Криминала»

    Советский разведчик Михаил Аллахвердов стоял у истоков создания Восточного отдела ОГПУ. Этот отдел занимался работой в Средней Азии, Китае, Японии. Он сделал многое для того, чтобы обезопасить южные границы СССР во время Великой Отечественной войны. Имя Аллахвердова занесено на мемориальную доску Службы внешней разведки. А такой чести удостаивались те разведчики, которые внесли огромный вклад в становление советской разведки.

    ПОЛЕЗНОЕ ЗНАКОМСТВО И «КРЫША МИРА»

    Михаил Аллахвердов родился 14 ноября 1900 года в Нагорном Карабахе, в семье армянского торговца лесом. В 1905 году, когда в Нагорном Карабахе начались первые кровопролитные столкновения между армянами и азербайджанцами, семья Аллахвердова вынуждена была уехать. Так Михаил оказался в Андижане (Ферганская долина, Узбекистан). В те времена в том регионе было намешано довольно много национальностей. Михаил с детства говорил на армянском, русском, узбекском и персидском языках.

    В 1918 году вступил добровольцем в Красную Армию, в составе 3-го Туркестанского полка участвовал в боях с басмачами. В 1919 году Аллахвердова направляют на педагогические курсы. Советская власть провозгласила общую борьбу с безграмотностью, а в Средней Азии с этим вообще было катастрофично. В общем, некоторое время Аллахвердов преподавал в сельских школах. Но через год его направляют на работу в Туркестанскую Чрезвычайную Комиссию.

    Именно там произошло знакомство Аллахвердова с ближайшим соратником и другом Феликса Дзержинского Яковом Петерсом (он был награжден нагрудным знаком «Почетный сотрудник ВЧК-ОГПУ» за №2, первый знак получил сам Дзержинский). Петерса направили в Туркестан в 1920 году полномочным представителем ВЧК. Он отметил молодого и инициативного сотрудника, который говорил на нескольких восточных языках. Через два года Петерс вспомнит о нем.

    А пока в июне 1921 года Аллахвердова назначают заместителем начальника Особого отдела Памирской военно-политической экспедиции. Целью этой экспедиции было установление советской власти на Памире, а еще членом того отряда было приказано установить несколько пограничных застав на границе с Афганистаном. С территории которого в СССР свободно перемещались многочисленные банды басмачей.

    Вот как вспоминает те события один из участников экспедиции:

    «…8 августа 1921 года мы покинули Ош. Отряд с его огромным вьючным транспортом растянулся на несколько километров. Целых 40 дней длился этот беспримерный переход на „Крышу мира“. Отряд пробивался в Хорог, громя засады басмачей в ущельях, преодолевая заоблачные перевалы, форсируя бурные горные реки. Ледяной ветер, снежные бураны и лютый мороз на вершинах гор сменялись нестерпимым зноем и песчаным смерчем в долинах.

    Михаил Аллахвердов и начальник экспедиции Таричан Дьяков вели за собой бойцов, показывая пример мужества и несгибаемой стойкости. 17 сентября 1921 года отряд прибыл в Хорог и встал пятью пограничными заставами на границе с Афганистаном».

    Почти два года Аллахвердов создавал агентурную сеть в среде басмачества. Там ему впервые пришлось столкнуться с английской разведкой. Великобритания считала Среднюю Азию своими колониями, и английские разведчики чувствовали там себя вполне уверенно.

    От советской власти в Афганистан сбежало около миллиона туркмен, узбеков, казахов и пр., которые осели в приграничных районах. Вот

    их английские агенты постоянно подзуживали сколачивать банды и нападать на территории СССР.

    АФГАНСКАЯ УГРОЗА ИЗ ЯПОНИИ

    Летом 1922 года в ОГПУ был создан Восточный отдел, который возглавил Яков Петерс. Вот тогда он и вспомнил про Аллахвердова и добился его отзыва в Москву. 22-летний чекист возглавил в центральном аппарате ОГПУ направление по Афганистану и Таджикистану. Без отрыва от работы закончил заочное отделение восточного факультета Военной академии РККА (будущая академия имени Фрунзе). В академии Аллахвердов выучил турецкий, английский и французский языки.

    После окончания академии в 1925 году Аллахвердова направляют в резидентуру советской разведки в Персии (так до 1935 года назывался Иран). С 1928 года он возглавляет всю резидентуру в Персии. Именно в то время были заложены основы мощной агентурной сети, которая поможет в 1943 году предотвратить покушение на Сталина, Черчилля и Рузвельта.

    В 1930 году Аллахвердова опять отзывают для работы в центральном аппарате ОГПУ, где он проработал следующие три года. После прихода к власти в Германии нацистской партии было принято решение активизировать работу в Европе. И хотя Аллахвердов считался специалистом по Востоку, его направляют организовывать агентурные сети в Австрии, Швейцарии и Франции. Но эта работа продлилась недолго. В 1934 году Аллахвердова отзывают из Европы и отправляют в Афганистан. Откуда повеяло реальной угрозой южным границам СССР.

    Как уже упоминалось, в Афганистане находилось довольно много бывших подданных Российской Империи. Среди них вели активную работу сразу несколько разведок, с единственной целью: как можно сильнее насолить Советской России. Но самыми активными были… японские разведчики.

    В середине 30-х годов Япония всерьез нацелилась на Дальний Восток. Но Красная Армия сосредоточила там весьма серьезные силы. У кого-то из японских военных родился гениальный план, как отвлечь силы Дальневосточной армии на южные границы. В 1935 году высокопоставленный японский дипломат и разведчик Китада совершил поездку по северным провинциям Афганистана, постоянно встречаясь с представителями басмаческого движения. Японец пытался убедить басмачей напасть на СССР, чтобы «освободить истинных мусульман от большевистского ига…» По мнению японцев, если с южной стор.оны Советскому Союзу будет угрожать реальная военная сила, большевики будут вынуждены послать туда части Дальневосточной армии, ослабив тем самым оборону Дальнего Востока. А в этот момент Япония введет туда свои войска, разгромит ослабленные части Красной Армии, и Дальний Восток будет у ее ног.

    Стоит сказать, что переговоры Китада нашли отклик у многих лидеров басмачества и они готовы были объединиться для «освободительного похода». Но информация о тайных переговорах японца с басмачами стала известна Аллахвердову, имевшему обширную сеть информаторов среди басмачей. Он работал в Афганистане легально, под прикрытием высокопоставленного сотрудника советского посольства. И смог донести до руководства Афганистана, что если подобные переговоры будут продолжены, то Советский Союз будет вынужден ввести войска в Афганистан. Молодой король Захир-шах (вступил на престол в 1933 году в возрасте 19 лет) воевать не хотел, он проводил политику нейтралитета и активно сотрудничал с СССР. А потому на север страны были направлены правительственные войска, с целью не допустить объединения разрозненных банд басмачей в единое войско.

    А Аллахвердов, со своей стороны, подкинул басмачам информацию о том, что на границе сосредоточены несколько дивизий Красной Армии (что было полной дезинформацией). Ну и кроме того его агенты поработали среди лидеров крупных банд. В результате этой «работы» лидеры басмачей перессорились между собой. Каждый из них считал, что именно он должен возглавить «освободительный поход», и в результате лидеры басмачей рассорились. В общем, идея о вторжении хоть и не умерла, но до реального воплощения дело не дошло.

    НЕСОСТОЯВШИЕСЯ «ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ»

    Но через некоторое время идея похода опять активизировалась. На этот раз кроме японцев басмачей на нападение активно толкали еще и немцы. Посланник Германии в Кабуле Курт Цимке предложил японцам усилить армию басмачей пантюркистскими повстанцами из Синьцзяна. Которым под его неусыпным оком немцы поставляли оружие.

    Аллахвердову удалось добыть железные доказательства этим планам. СССР направил официальную ноту Германии, которая пока была не готова к серьезному конфликту с Москвой. Цимке отозвали в Берлин, переговоры были свернуты и идея похода опять заглохла. В том же 1936-м 

    Аллахвердова перебрасывают в Турцию, где он работает до 1938 года.

    Аллахвердов показал себя фактически незаменимым резидентом и агентом влияния в Средней Азии, а потому его не тронули даже после того, как был расстрелян его покровитель Яков Петерс. Хотя из Турции его отозвали, но даже из органов не уволили. До 1941 года он работал в центральном аппарате НКВД. После начала войны с Германией опять был командирован в Афганистан. На этот раз на Аллахвердова замкнули абсолютно все разведсети, как легальные, так и нелегальные. Тогда же он получил оперативный псевдоним Заман, под которым и вошел в историю разведок.

    После отзыва Аллахвердова работа советской разведки в Афганистане заметно ослабла. Немецкие и японские разведки не встречали почти никакого противодействия своим действиям. Причем англичане, которые чувствовали себя в Афганистане почти как хозяева, не препятствовали им. Ведь Япония с Германией вели работу против СССР. Так что к 1941 году в Кабуле были уверены, что Советский Союз вскоре будет завоеван. В конце июня 1941 года король Захир-шах распорядился провести молебны во всех мечетях страны во славу немецкого оружия. Премьер-министр Хашим-хан вообще заявил: «СССР как единое государство в результате войны распадется и ослабнет. В Афганистане имеется большое

    количество эмигрантов из СССР, они захотят вернуться на родину. Надо будет помочь им в этом и поэтому готовить афганцев к войне».

    Опять реанимировалась идея о нападении басмачей на советские территории. Причем на этот раз в «освободительном походе» готовы были участвовать пуштунские племена, а это еще 400 тысяч вооруженных бойцов. А общее число «освободителей» подходило к миллиону. Требовалось срочно менять ситуацию и не допустить вторжения с юга. С этой целью в Афганистан и был направлен опытный Аллахвердов.

    Так как многие влиятельные люди в руководстве Афганистана оставались на своих прежних постах, ему удалось заронить сомнение в их умах по поводу безусловной победы Германии. В частности, премьер-министр Хашим-хан после встречи с Аллахвердовым заявил, что афганцы готовы оказать помощь в «освободительном походе», но только после того, как немцы захватят Москву и Ленинград. А потом советская разведка получила помощь от англичан. 12 июля 1941 года в Москве было подписано соглашение между СССР и Великобританией о совместных действиях против Германии. Это соглашение включало в себя и взаимодействие двух разведок. Так бывшие противники стали союзниками, а англичане (которые, как уже упоминалось, имели в Афганистане весьма крепкие позиции) стали работать совместно с русскими. Идея нападения на СССР с юга, на чем сильно настаивали немцы и японцы, опять заглохла.

    Объединенные усилия двух разведок принесли и другие плоды. В конце 1941 года советской резидентуре удалось получить отрывочные сведения о том, что немецкая и японская разведывательные сети готовят ни много ни мало, а переворот в Афганистане. Целью которого было смещение сторонника нейтралитета короля Захир-шаха и возведение на престол более лояльного к «тройственному союзу» (Италия, Германия, Япония) короля. Информация была передана англичанам, совместными усилиями удалось добыть доказательства, которые и были представлены Захир-шаху. После чего немецкой и японской разведкам стало слишком жарко в Афганистане. Сорвался план сделать из страны плацдарм для диверсионных групп, которые должны были забрасываться в СССР. Ну и само собой идея об «освободительных походах» окончательно умерла.

    В 1944 году Аллахвердова отзывают в Москву и назначают главой информационного управления Внешней разведки. В 1945 году его, уже в звании генерал-майора, на полгода командируют в Швейцарию для выполнения спецзадания. Судя по тому, что для спецзадания потребовался аж генерал, а еще потому, что то задание до сих пор засекречено, речь могла идти о нацистских вкладах в швейцарских банках. Но это лишь догадки некоторых историков. В 1947 году Аллахвердов окончательно уходит с оперативной работы и назначается заместителем начальника Высшей разведывательной школы по научной и учебной работе.

    В 1955 году генерал Аллахвердов подает прошение об отставке по состоянию здоровья. Покоритель Востока, как называли его курсанты Высшей школы, умер в 1968 году после продолжительной болезни.




    Оценка:      Проголосовало:
    -0 + 1

    Добавить комментарий  | 


    К данной статье комментариев нет.



         
    Дело №  


       Брянские полицейские сработали оперативно


       Осторожно: мошенники не дремлют!


     
    Тема №  



    Эта история началась в далекие 90-е, а закончилась пять лет назад. Как у большинства...

    Добавить комментарий


    Милицейские байки

         

    Когда-то давно понятие «неравный брак» означал, что представитель дворянского...

    Добавить комментарий



    Зона
             

    Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
    Редакция не встпуает в переписку с авторами.
    Все имена и фамилии изменены.


    Веб-сайт:
    E-mail: info@idpoputchik.ru
    Перепечатка материалов из еженедельника "Попутчик-Криминал" только с разрешения редакции

    Правовое обеспечение издания осуществляет юридическая служба ООО «Попутчик-медиа»


    Предлагаем обмен кнопками


           
    Высокочастотные компоненты, Бесплатный архив технических описаний точка su.



    |



    Разработано в