ВХОД: РЕГИСТРАЦИЯ
запомнить

ПОМОЩЬ:
  • Что такое доступ?
  • Как получить полный доступ?
  • Написать письмо в службу поддержки
  • Продажа со склада и под заказ

    дата выхода: 30.06.2011 | сайт обновлен: 9.01.2013

    № 27 (687) 2011     16+
    Еженедельник «КРИМИНАЛ» №27
 (687) 2005


    -->
     

      Первая Тема номера  

        
    Архив газет
    № 15 (727) 2012 $
    № 14 (726) 2012 $
    № 13 (725) 2012 $
    № 12 (724) 2012
    № 11 (723) 2012

    Бесплатный архив всех выпусков c 2005 года

    представляет собой простой и эффективный способ измерения зазоров. Первая Мясная Компания поставляет мелким и крупным оптом , всегда только качественная , , , , а так же любая от производителя и продажа со склада компании в Санкт-Петербурге.
    Читайте о новостройке в Санкт-Петербурге.

    Подписка
      отписаться







    Читайте так же








         


    Вилли Леман – прообраз Штирлица...

    Алина МАКСИМОВА, специально для «Криминала»

    Один из самых ценных агентов советской разведки в предвоенной Германии Вилли Леман сам предложил свои услуги СССР. На это решение повлияло много факторов, одним из которых была твердая уверенность Лемана в том, что Германия и Россия, вместо того чтобы воевать друг с другом, обязаны выступить единым фронтом против «мировой плутократии», как он называл западные демократические режимы. Именно Леман считается одним из главных прототипов знаменитого Штирлица.

    «ВРАГУ НЕ СДАЕТСЯ...»

    Вилли Леман родился 15 марта 1884 года в пригороде Лейпцига. Его отец, школьный учитель, с самого детства привил сыну страсть к чтению. Учился Вилли очень неплохо, и семья рассчитывала, что он продолжит образование в Лейпцигском университете. Но страсть к приключенческой литературе привела Лемана в военно-морской флот. В возрасте 17 лет Вилли пошел добровольцем во флот.

    Романтические мысли еще бродили в голове юного артиллериста, когда с началом русско-японской войны 1904—05 годов военный корабль, на котором служил Леман, был направлен на Дальний Восток. Германия не принимала участия в войне, но наблюдателей послала. Уже в плавании Вилли узнал о подвиге русского крейсера «Варяг» и был восхищен подвигом русских моряков.

    В мае 1905 года Леман окончательно понял, что в стихах Рудольфа Грейнца (австрийский поэт, написавший стихи, которые позже были переведены на русский, переложены на музыку и стали песней «Врагу не сдается наш гордый «Варяг») нет ни капли преувеличения. 14 мая 1905 года он стал свидетелем Цусимского сражения. Леман был очевидцем того, с каким мужеством русские моряки, даже на тонущих кораблях, предпочитали продолжать сражение, а не сдаваться в плен. Именно с того времени Вилли Леман станет убежденным сторонником русско-немецкой дружбы. В 1913 году он демобилизовался из флота и пошел работать в берлинскую полицию. Куда его приняли по протекции давнего друга и земляка Эрнста Кура. Не прошло и года, как Леман из патрульных полицейских был переведен в контрразведывательный отдел полицай-президиума Берлина. Даже Первая мировая не поколебала уверенности Лемана в том, что русские и немцы должны дружить, а не воевать.

    Вилли Леман имел много слабостей. Будучи женат, он долгое время поддерживал любовную связь с Флорентиной Леверски. Кстати, она жила на Цветочной улице (Блюменштрассе). Если кто забыл, то именно на этой улице профессор Плейшнер пытался восстановить прерванную связь Штирлица с Центром. Правда, в фильме это происходит в Берне, а не в Берлине. Но совпадение впечатляющее.

    Кроме того, Леман был азартным игроком и частенько посещал ипподром. Чаще проигрывал, но от страсти избавиться не мог. К тому же, жалования чиновника полицай-президиума явно не хватало на содержание жены, любовницы и пристрастия к скачкам. Скорее всего, именно нехватка денег толкнула Лемана на то, чтобы предложить свои услуги какой-нибудь разведке. В 1929 году Вилли работал в канцелярии тайной полиции, куда стекались все сообщения об иностранных гражданах, подозреваемых в шпионаже немцах, отчеты о контактах дипломатов и торговых представителей иностранных держав. В общем, предложить Леману было что. И он это прекрасно понимал.

    Но когда он принял для себя решение предложить услуги иностранной разведке, в дело вступили уже не меркантильные, а чисто моральные предпочтения. Разведки Англии или Франции могли предложить за сведения Лемана весьма немаленькие суммы. Но именно эти страны растоптали гордость немцев, навязав позорный «Версальский договор» в 1919 году. А вот Россия в «Версальском позоре» (как в те времена в Германии называли этот документ) не участвовала. Ну и опять же воспоминания юности, восхищение мужеством русских и все такое прочее.

    СКРЫТНЫЙ «ИНИЦИАТИВНИК»

    В марте 1929 года у советского представительства в Германии в доме 63 на улице Ундер-дер-Линден (Липовая аллея) появился необычный посетитель. Он настаивал на встрече с кем-нибудь из руководящего звена консульского отдела. Через несколько минут в приемной появился сотрудник консульского отдела Михальский. Под этой фамилией скрывался кадровый разведчик Павел Корнель. Уже упоминавшийся Эрнст Кур, а посетителем был именно он, предложил свои услуги по предоставлению советской разведке сведений из тайной полиции Берлина. Кур заявил, что сам он там уже не работает, но друзья остались.

    Мотивы Кура были ясны. Бывший полицейский решил заработать денег старыми связями. В качестве аванса Кур рассказал о мероприятиях, которые тайная полиция Берлина планирует провести в отношении советского представительства в ближайшее время.

    Информация выглядела весьма ценной, но Корнель решил сперва эти сведения проверить. Да и о личности самого Кура следовало поинтересоваться. Но все, что рассказал «инициативник» (так в разведке называют тех агентов, которые по собственной инициативе предложили свои услуги иностранной разведке), подтвердилось из других источников. Серию провокаций удалось предотвратить, а Куру был выплачен первый гонорар за работу. В Иностранном отделе ОГПУ Куру был присвоен индекс А-70.

    Информация, которую предоставлял А-70, была весьма ценной. Но вот личность самого агента вызывала опасения. Рассказы нового агента о его обширных связях в тайной полиции оказались враньем. Большинство бывших сослуживцев на дух не переносили Кура, который после увольнения пристрастился к алкоголю. За Куром была установлена слежка, а все его связи тщательно проверялись. Именно в результате этих мероприятий и был вычислен источник Кура. Им оказался земляк агента А-70 Вилли Леман, заместитель начальника канцелярии контрразведывательного отдела полицай-президиума Берлина.

    Несмотря на то что с Леманом не успели даже поговорить, Корнель был уверен, что отнюдь не пьяница Кур был истинным инициатором предоставления советской разведке ценной информации. Советский резидент присваивает Леману индекс А-201, оперативный псевдоним Брайтенбах и отправляет всю собранную по нему информацию в Москву. Ответ поступил незамедлительно. Глава Иностранного отдела ОГПУ Михаил Трилиссер написал в Берлин следующее:

    «Ваш новый источник А-201 нас очень заинтересовал. Единственное наше опасение заключается в том, что вы забрались в одно из самых опасных мест, где малейшая неосторожность со стороны А-201 или А-70 может привести к многочисленным бедам. Считаем необходимым проработать вопрос о специальных условиях связи с А-201».

    Корнель принимает решение встретиться с Леманом, передав эту просьбу через Кура. Как он и ожидал, Леман принял приглашение. Предположения Корнеля о том, что именно Леман, а не Кур является «инициативником», полностью подтвердились. Вознаграждение за свои услуги Леман попросил весьма небольшое — в размере оклада, который он получал на основной работе.

    Повышение по службе

    В 1930 году Леман возглавил отдел в тайной полиции, который занимался исключительно разработкой персонала представительства СССР и противодействием экономической разведке коммунистов. Превосходно зная обо всех мероприятиях, планируемых в отношении советских разведчиков и сотрудников представительства, Леман помог избежать русским массы неприятностей.

    По совету из Центра Леман вскоре познакомился с «наци №2» Германом Герингом. В то время НСДАП активно рвалась к власти, и в Москве хотели знать, чего можно ожидать от нацистов. После прихода к власти НСДАП Геринг пригласил опытного полицейского в Тайную государственную полицию Третьего рейха (сокращенно гестапо). Леман сразу получил там весьма немаленький пост. Перед этим вступив в НСДАП, чем подтвердил свою лояльность к новому режиму. В 1934 году, по совету советского резидента, Леман подал прошение о вступлении в СС.

    «КАТЮШИ» И ПРЕРВАННАЯ СВЯЗЬ

    В 1935 году Леман присутствует на испытаниях ракеты ФАУ-1. Он завел полезные связи с учеными, работавшими над ракетным проектом, и вскоре сумел достать техническую документацию по проекту ФАУ.

    Данные документы были переданы в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ, позже НИИ-3) и попали к его директору Георгию Лангемаку. Который считается одним из основных отцов-создателей знаменитого реактивного миномета «Катюша». «Катюши» поступили на вооружение Красной Армии 21 июня 1941 года. К сожалению, наладить серийный выпуск не успели и в армию послали лишь два образца. А вскоре, из-за тотальных чисток в органах, связь с А-201 прервалась. Слишком уж многие разведчики-профессионалы стали жертвами борьбы за власть Лаврентия Берии.

    В 1940 году Леман по собственной инициативе решил выйти на контакт с советской разведкой. К тому времени ему не было никакого смысла сотрудничать с разведкой из-за дополнительного заработка. Жена Лемана Маргарет получила в наследство гостиницу, которая приносила неплохой доход. Но, имея доступ к секретной информации и обладая острым аналитическим умом, Леман понял, что режим Гитлера ведет подготовку к глобальной войне с СССР. Чего Вилли активно не хотел.

    Презрев все законы конспирации, идя на явный риск, гауптштурмфюрер СС в конце августа 1940 года лично пришел к советскому представительству на Ундер-дер-Линден и опустил в почтовый ящик запечатанный конверт. В котором сообщал, что по-прежнему может быть полезен советской разведке.

    К счастью для Вилли, письмо не было перехвачено и дошло до адресата. То бишь до советской разведки. Где моментально поняли, что данный контакт требуется срочно восстановить. После всех чисток серьезных профессионалов в спецорганах не осталось. Нет, всяческих палачей и прочих специалистов выбивания показаний было множество. Но вот тех, кто мог наравне соперничать с тем же «Абвером»… В общем, Лемана опять замкнули на разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием. За которыми всегда следили более пристально, нежели за нелегалами. Которых еще вычислить надо.

    На связь с А-201 был направлен выпускник Школы особого назначения Борис Журавлев. В этот период все донесения Лемана касались подготовки гитлеровской Германии к войне с СССР. Но Сталин чуть ли не до самого начала войны был твердо уверен, что «немецкие друзья» не пойдут на подобное безобразие. А все донесения являются происками империалистических сил, которые всеми способами пытаются толкнуть «друзей» на конфликт.

    Последнее донесение агента А-201, под псевдонимом Брайнтенбах, было получено 19 июня 1941 года. Поздним вечером в посольстве СССР раздался звонок. На телефон резидента советской разведки. Раздалось три гудка, перерыв, еще два, еще четыре. Это был код, сообщающий о необходимости экстренной связи. Место встречи было определено заранее: на одной из станций берлинского метро. Журавлев отправился на встречу.

    Леман был лаконичен:

    — Война! Утром 22 июня немецкие войска пересекут границу СССР по всей границе, от севера до юга.

    После чего нервно бросил окурок и ушел. Лишних слов не требовалось, информация была слишком серьезной. Буквально через пару часов шифровка уже поступила в Москву. Но ведь Сталин был уверен…

    ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОШИБКА?

    Так как связь с агентом А-201 поддерживалась через дипкорпус, после начала войны связаться с Вилли Леманом было некому. Дипломаты были выдворены из страны, а с нелегалами у А-201 связи не имелось. В Германии имелись советские разведчики, но выводить их на Брайнтенбаха не решились. Но и упускать подобный источник информации тоже было нельзя. В мае 1942 года в Берлин был направлен немецкий коммунист Роберт Барт. Он добровольно сдался в плен русским и был направлен в спецшколу. Где Барта спешно обучили радиоделу. Именно он должен был стать связью агента А-201 с Москвой.

    Однако наспех обученный «разведчик» был захвачен гестапо практически сразу, как попал в Германию. Подобный вариант советской разведкой предусматривался. Барт должен был при первой же радиопередаче после задержания послать определенный сигнал, свидетельствующий о том, что работает под контролем.

    Барт позже утверждал, что подобный сигнал послал, а шифровальщики его просто пропустили. В подобное утверждение верится с трудом. Как бы то ни было, но из Центра передали шифровку, в которой указывался резервный канал встречи с агентом Брайнтенбахом. В определенные дни Леман посещал кафе на окраине Берлина. Зная эти дни и время возможной встречи, немцам не составило труда вычислить агента, работавшего на русскую разведку.

    Но, когда выяснилось, что агент не кто иной, как личный протеже Геринга, всеми уважаемый «дядюшка Вилли» (как его прозвали молодые сотрудники гестапо), Геринг и шеф гестапо Генрих Мюллер впали в ступор. Допустить, чтобы обитатели Рейхсканцелярии узнали о том, что в святая святых спецслужб долгое время обретался советский шпион, было никак невозможно.

    Именно поэтому серьезного расследования деятельности Лемана не проводилось. Его просто вызвали на службу и расстреляли в подвалах гестапо. Жена Лемана долгое время ничего не знала о судьбе мужа. А потом ей сказали: скончался от диабетического приступа (Леман действительно был болен диабетом). И лишь в 1969 году Маргарет Леман поняла, кем в действительности был ее муж. В мае того года ее, вместе с группой антифашистов, пригласили в Москву. Где вручили золотые часы с надписью «На память от советских друзей».

    Имя агента А-201 было полностью рассекречено лишь в 2009 году. Историкам, специализирующимся на разведчиках прошлого, еще предстоит оценить деятельность этого человека. Но нельзя не признать того, что Вилли Леман был одним из самых ярких агентов, работавших на советскую разведку.




    Оценка:      Проголосовало:
    -0 + 3

    Добавить комментарий  | 


    К данной статье комментариев нет.



         
    Дело №  


       Вещевой рынок – зона повышенного обмана


       «Марихуана от носорога»


       Луис Гаравито – маньяк по кличке Зверь


       Осторожно: мошенники не дремлют!


     
    Тема №  



    Угоны, или неправомерное завладение транспортными средствами с применением насилия,...

    Добавить комментарий


    Милицейские байки

         

    Любой выпускник школы милиции, приходя на работу в отдел внутренних дел, очень редко...

    Добавить комментарий



    Зона
             

    Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
    Редакция не встпуает в переписку с авторами.
    Все имена и фамилии изменены.


    Веб-сайт:
    E-mail: info@idpoputchik.ru
    Перепечатка материалов из еженедельника "Попутчик-Криминал" только с разрешения редакции

    Правовое обеспечение издания осуществляет юридическая служба ООО «Попутчик-медиа»


    Предлагаем обмен кнопками

    Торговый дом "ТехЭксперт" предлагает по хорошей цене.

           
    Высокочастотные компоненты, Бесплатный архив технических описаний точка su.



    |



    Разработано в